Лущение

Основная обработка почвы включает лущение стерни и глубокую обработку с оборотом пласта (вспашка) или без оборота пласта (безотвальная обработка).
Лущение — это мелкая обработка почвы, имеющая целью уничтожение проросших сорняков, уменьшение испарения влаги (на 12—16%) и сокращение затрат энергии на глубокую обработку.

Агротехнические требования к лущению:

1) равномерная глубина 4— 14 см. устанавливается с учетом почвенно-климатических условий и характера засоренности; допустимое отклонение по глубине — в пределах 15%;
2) равномерное рыхление обрабатываемого слоя при хорошем перемешивании почвы с пожнивными остатками;
3) полное подрезание и уничтожение сорняков;
4) отсутствие огрехов на лущеном поле.
Лущение на глубину 4—8 см проводят дисковыми, а на глубину 8—14 см (особенно на полях, засоренных корневищными сорняками) — лемешными лущильниками.
Глубина и качество лущения дисковыми машинами зависят от скорости движения агрегата, угла атаки дисков (таблица) и вертикальной нагрузки, создаваемой балластом; чем выше скорость, тем меньше может быть угол атаки при том же агротехническом эффекте.

Таблица

Угол атаки, град Глубина обработки
в см
Подрезание в % % крошение фракции < 10 мм % крошение фракции 10-30 мм % крошение фракции > 30 мм
20 3,9 72 83 10 7
25 5 83 87 8 5
30 7,5 92 91 6 3
35 9,5 96 94 4 2

При скорости движения 7—10 км/ч угол атаки должен быть около 30°. Большое значение для равномерности глубины лущения, особенно при больших углах атаки, имеет правильное распределение балласта, укладываемого в ящики.
На засоренных полях требуется особенно равномерная обработка почвы и на большую глубину (10 см и более). В этом случае применяют лемешные лущильники. Чтобы чрезмерно не иссушать почву оборотом пласта, лущение иногда выполняют лущильниками со снятыми отвалами.
Лущение дисковыми лущильниками, как правило, проводят способом «челнок». Лишь на полях с длиной гонов менее 300 м допускается движение вкруговую. Агрегаты с лемешными лущильниками производят обработку с чередованием движения всвал и вразвал или беспетлевым комбинированным способом.
При первом заезде, проехав 20—30 м, осматривают взрыхленную поверхность. Если обнаруживается гребнистость (следствие неравномерного заглубления дисков), соответственно изменяют высоту крепления поводковых рамок батарей и перераспределяют балласт. Смежные проходы агрегата делают с перекрытием 10—15 см, чтобы не допускать огрехов.